Развитие спорта высших достижений полностью зависит от системы подготовки спортивного резерва и развития массового спорта. Однако в последнее время все чаще приходится слышать, что в России спорт массовый и спорт высших достижений вошли в противоречие. На протяжении ряда лет баланс между развитием общедоступного спорта и подготовкой резерва для элитного спорта не прослеживается.
И здесь необходимо четко уяснить, что массовый спорт - это спорт, доступный всем детям любого возраста, не имеющим больших ограничений в физическом развитии. Однако по настоящему спортом должны заниматься только практически здоровые дети. Таковых в нашей стране насчитывается чуть больше 10%. А значит каждое ведомство должно заниматься своим делом.
Спортом должны заниматься спорткомитеты. Центральное место в деятельности ДЮСШ, ДЮСШОР, ШВСМ И УОР должен занимать спортсмен и все внимание должно фокусироваться на спортсмене, на перспективе достижения им высоких результатов.
Физическая культура должна быть в ведении здравоохранения и образования, так как многих детей нужно не только оздоравливать, но и лечить. В образовании должны быть широко представлены занятия детей по интересам и досуговой деятельности. Спорт для всех (школьные клубы, центры здоровья, клубы по интересам - видам спорта и т.п.) Здесь же, совместно с работниками здравоохранения, должны проводиться всевозможные реабилитационные мероприятия - корригирующая гимнастика, лечебная физкультура, группы «Здоровья», любителей бега, плавания и т.д. Основной базой развития массового спорта должны стать общеобразовательные школы и центры подготовки школьников. С этой целью необходимо увеличить количество уроков физкультуры до 3-4 часов в неделю, соответственно, увеличивая количество ставок учителей физкультуры и, обеспечивая их профессиональную подготовку сформировать клубы школьников по интересам на государственно-хозрасчетной основе. Также необходимо закрепление каждой спортивной школы за 2-3 средними общеобразовательными школами с целью оказания практической и методической помощи и проведения спортивных мероприятий. Закрепление спортивных школ за СОШ считать обязательным и оценивать работу закрепленных тренеров и учителей по количеству детей, переведенных в основную группу в школе и принятых в группы начальной подготовки в ДЮСШ. Необходимо:
- разработать систему оплаты и поощрения лучших тренеров, активно оказывающих методическую и практическую помощь школе;
- разработать законодательную базу, обеспечивающую принятие мер для сохранения и развития системы оздоровления детей, с этой целью провести всеобщую паспортизацию спортивных залов, спортплощадок, стадионов и других спортсооружений городов области и города Смоленска (включая паспортизацию баз отдыха и оздоровительных лагерей);
- активизировать работу курсов повышения квалификации, проведение научно-методических конференций и другие формы повышения педагогического мастерства тренерского состава и ознакомление их с современными методиками тренировки.
В настоящее время имеются попытки не увеличивая финансирование и не развивая материально-техническую базу передать спортивные школы из системы образования под юрисдикцию спорткомитетов. Хотя в этом есть и положительные стороны.
1. Единая система управления - единство целей и задач, единый календарь соревнований.
2. Единые требования (тарификация и аттестация).
3. Концентрация средств и тренерских кадров, распределение имеющейся спортивной базы и строительство новой конкретно под нужды вида спорта ДЮСШ.
4. Объединение родственных отделений нескольких школ в специализированные ДЮСШ (например, легкой атлетики, шорт-трека, лыжных гонок, плавания и т.д.).
5. Проведение учебно-тренировочных сборов, спортлагерей, курсов повышения квалификации и т.п.
6. Спрос за результаты спортивной работы с одного ведомства - спорткомитета
Противники передачи апеллируют к тому, что в образовании меньше требовательности к результатам работы. Получить категорию можно никого не подготовив - написать
реферат, сдать экзамен и т.п.
В то же время в образовании:
А). Методическое руководство Республиканской и областной школой практически отсутствует. Спортивные школы находятся в професинально-информационном вакууме.
Б) Весь контроль за работой ДЮСШ сводится в основном к проверке ведения де-лопроизводства, а не результатов подготовки. Отсюда куча бумаг.
В) Сдерживаются вопросы повышения заработной платы квалифицированным тре¬нерам, несмотря на то, что имеются методические рекомендации увеличения оплаты труда тренерского состава.
Г) Оздоровительная работа в ДЮСШ не носит системного характера, удовлетворяющего интерес детей и их родителей, а в основном привязана к культивируемым в спортшколах видам спорта с низким % занимающихся.
Д) Финансовые трудности в решении проблем развития материально-технической базы и ее оснащения и остаточный принцип финансирования дополнительного образования.
Для решения всех этих проблем необходимо широкомасштабное строительство спортсооружений (спортзалов, спортплощадок, стадионов и т.п.), а также массовое открытие доступных клубов по интересам детей, семейных центров. Для организации спортивной работы необходимо открыть отраслевые спортивные школы, содержание которых могут себе позволить газовая промышленность, энергетики, телекоммуникации и другие не дотационные отрасли.
|